Содержание петиции 9 января 1905 года

Поэтому, исполняя поручение министра Императорского Двора В.Б. Фредерикса, начальник его канцелярии генерал А.А. Мосолов в ночь на 9 января позвонил товарищу министра внутренних дел генералу К.Н. Рыдзевскому для получения информации по этому поводу. День расправы с мирным шествием рабочих к царю 9 января 1905 г. вошел в историю под названием Кровавое воскресенье. Анализ обстоятельств публикации и вариантов текста петиции с использованием не привлекавшихся ранее газетных статей и мемуаров показывает, что текст «Петиции рабочих Петербурга 9 января 1905 г.» является переводом с английского. История с якобы подачей.

ДОКУМЕНТ: Петиция рабочих и жителей Петербурга для подачи царю Николаю II, 9 января 1905 г.

В Петрограде в начале января 1905 г. забастовка охватила около 150 тыс. человек, став, фактически, всеобщей. В этих условиях любое неверное действие со стороны властей могло привести к взрыву. Девятое января 1905 года — день массового расстрела царскими войсками, по приказу Николая II, мирного шествия петербургских рабочих, направлявшихся к Зимнему дворцу с петицией к царю о своих нуждах. 9 января 1905 года в Санкт-Петербурге произошло событие известное в истории как «Кровавое Воскресенье». Это событие являлось хорошо спланированной и продуманной провокацией. 9-е января является «бабушкой» всех «цветных» революций. следствие ухудшения социального положения рабочих в России. А день 9 января 1905 года вошел в историю как "Кровавое воскресенье". Мирная демонстрация петербургских рабочих, которые с наивной верой в царя-батюшку шли к Зимнему дворцу, была беспощадно расстреляна царскими войсками.

НОВОСТИ МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ ИСТОРИЯ.РФ

  • Ответы [HOST]: История. Из петиции рабочих царю от 9 января г.
  • НОВОСТИ МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ ИСТОРИЯ.РФ
  • С какой целью создавалось «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга»
  • Кровавая провокация 9 января года

немедленно. () Начало первой русской революции. Январь-март 1905 года. 9 января 1905г.: Петиция рабочих урга. Государь! Девятое января 1905 года — день массового расстрела царскими войсками, по приказу Николая II, мирного шествия петербургских рабочих, направлявшихся к Зимнему дворцу с петицией к царю о своих нуждах. Утром 22 (9) января рабочие и члены их семей (около 140 тысяч человек) двинулись с иконами, хоругвями и портретами императора из различных отделов «Собрания», находящихся на окраинах, к центру города – Дворцовой площади. В самый разгар русско-японской войны 1904 — 1905 годов, когда стало ясно, что Россия одолеет Японию, опять-таки при поддержке иностранных государств, была развязана кровавая всероссийская смута 1905 — 1907 годов.

Петиция рабочих и жителей Санкт-Петербурга 9 января 1905 года

Если боялись покушения, то можно было не выходить к людям, но император просто обязан в такие моменты руководить страной и принимать ответственные решения. Равносильно, если бы при обороне Москвы в 1941 году Сталин уехал и даже не интересовался, что там происходит. Такое даже допустить невозможно! Николай 2 именно так и сделал, и его при этом еще пытаются оправдать современные либералы. Николай 2 заботился о своей семье и устранился, чтобы защитить семью. Аргумент явно высосан из пальца, но допустим. Возникает 1 вопрос — к чему все это привело? Во время февральской революции Николай 2 точно также, как и при кровавом воскресенье, устранился от принятия решений — в итоге потерял страну, и именно из-за этого его семью расстреляли. В любом случае — царь ответственен не только за семью, но и за страну вернее, прежде всего за страну. Николай 2 перед Генералами События кровавого воскресенья 9 января 1905 года они наиболее четко выделяют причины, по которым распалась Российская Империя — царю было глубоко наплевать на происходящее.

Готовясь к этому, вводится армия, издаются хотя и незаметные для масс указы, запрещающие шествия. В такой важный для страны момент, когда все понимают, что готовится серьезное событие — царя нет в столице! Можно себе такое представить, например, при Иване Грозном, Петре 1, Александре 3? Нет, конечно. Вот и вся разница. Николай 2 был «местным» человеком, который думал только о себе и семье, а не о стране, ответственность за которую он нес перед Богом. Кто отдал приказ стрелять Вопрос о том, кто отдал приказ стрелять во время кровавого воскресенья один из самых сложных. Достоверно и точно можно сказать только одно — Николай 2 такого приказа не отдавал, потому что никак не руководил этими событиями о причинах говорили выше. Версия о том, что стрельба была нужна правительству также не выдерживает проверки фактами.

Отряды конницы пытались разрезать и оттеснить толпу, но толпа каждый раз снова смыкалась. Около 4 часов дня со стороны Морской на Невский вышла рота Семёновского полка. Продвигаясь по проспекту, пехота оттесняла демонстрантов, но толпа не отступала, а сгущалась, бросая в солдат камни и палки и осыпая их проклятиями.

Некоторые демонстранты, приближаясь к военным, произносили речи и пытались агитировать солдат. Командовавший отрядом полковник Н. Риман попытался прекратить агитацию, но был встречен градом оскорблений.

Тогда полковник Риман со словами: «Вас, бунтовщиков, перестрелять надо! Кто-то упал раненым, но толпа продолжала бушевать. Тогда Риман выстроил роту на Полицейском мосту и, разделив её на две части, приказал открыть стрельбу.

Заиграл рожок, и один взвод произвёл два залпа вдоль набережной Мойки. На снегу остались тела убитых и раненых. Спасаясь от выстрелов, люди прыгали на лёд, но и там их настигали пули.

Затем рота повернулась, и два взвода произвели по два залпа по Невскому. После первого залпа толпа не расходилась, а некоторые рабочие подставлялись под пули и кричали: «Стреляйте, подлецы! После второго залпа толпа рассеялась, оставив на снегу десятки тел.

По свидетельству капитана Генштаба Е. Никольского, полковник Риман отдал приказ о начале стрельбы, не сделав никакого предупреждения, как это было установлено уставом. Другим свидетелем действий войск у Полицейского моста стал русский поэт, художник и критик М.

Волошин, вернувшийся утром 9 22 января из Москвы: Сани пропускали везде. И меня пропустили через Полицейский мост между шеренгами солдат. Они, в этот момент, заряжали ружья.

Офицер крикнул извозчику: «Сворачивай направо». Извозчик отъехал на несколько шагов и остановился. Но не было рабочих.

Была обычная воскресная публика. Ну, стреляйте же! Рожок заиграл сигнал атаки.

Я приказал извозчику двигаться дальше… Едва мы свернули за угол, послышался выстрел, сухой, несильный звук. Потом ещё и ещё. Итоги дня Всего за 9 января войсками были произведены залпы на Шлиссельбургском тракте, у Нарвских ворот, близ Троицкого моста, на 4-й линии и Малом проспекте Васильевского острова, у Александровского сада, на углу Невского проспекта и улицы Гоголя, у Полицейского моста и на Казанской площади.

По данным полицейских докладов и военных рапортов, стрельба во всех случаях была вызвана нежеланием толпы подчиниться требованию остановиться или разойтись. Наэлектризованные агитацией, рабочие не слушали предупреждений и продолжали надвигаться на пехотные ряды даже после атак кавалерии. Военные действовали согласно уставам, позволявшим открывать стрельбу в случае, если толпа не слушает предупреждений и подходит ближе известного расстояния.

В большинстве случаев военные делали предупреждения о стрельбе, однако в одних местах демонстранты их не слышали, в других не понимали их смысла, а в третьих не обращали внимания. В течение дня в разных районах города было произведено несколько выстрелов в военных, однако эти выстрелы производились уже после нападения военных на толпу. За день несколько военных были избиты, однако ни один военный не погиб.

Два полицейских, убитых у Нарвской заставы — Жолткевич и Шорников — были убиты залпами 93-го пехотного Иркутского полка, что подтверждается свидетельствами очевидцев, данными полицейских докладов и результатами вскрытия. Вечером 9 января После разгона шествия у Нарвской заставы священник Гапон был уведён с площади группой рабочих и эсером П. Во дворе ему остригли волосы и переодели в штатскую одежду, а затем спрятали на квартире Максима Горького.

По свидетельству очевидцев, Гапон был шокирован расстрелом манифестации. Он сидел, глядя в одну точку, нервно сжимал кулак и повторял: «Клянусь… Клянусь…» Придя в себя, он попросил бумагу и написал послание к рабочим. В послании говорилось: «Товарищи русские рабочие!

У нас нет больше царя. Река крови протекла сегодня между ним и русским народом. Пора русским рабочим без него начать борьбу за народную свободу.

Благословляю вас на сегодня. Завтра я буду среди вас». Около 3 часов в квартиру вернулся Горький и сел писать обращение к обществу.

В обращении говорилось о депутации, ходившей 8 января к министру внутренних дел, и о событиях 9 января, свидетелем которых стал писатель. В заключение Горький обвинял министра внутренних дел П. Святополк-Мирского и царя Николая II в предумышленном убийстве мирных людей и призывал всех граждан России «к немедленной, упорной и дружной борьбе с самодержавием».

Вечером в здании Вольно-экономического общества собралась демократическая интеллигенция. Обсуждались события дня и вопрос о роли интеллигенции. Произносились шумные речи о необходимости присоединиться к рабочим в их борьбе.

Кем-то было выдвинуто предложение собирать деньги на вооружение рабочих; для обсуждения этого вопроса было избрано бюро из 4 человек. Затем собранием было принято «Обращение к офицерам русского войска, не принимавшим участия в бойне 9 января». Офицеров призывали отказаться от поддержки самодержавного режима и перейти на сторону восставшего народа.

Обсуждались также вопросы о денежных сборах в пользу забастовщиков и семей пострадавших, организации публичных митингов и составлении воззваний. Вечером на собрание прибыли Максим Горький и переодетый рабочим Гапон. Горький сообщил собравшимся, что Гапон жив, и зачитал его послание к рабочим.

Затем на трибуну взошёл Гапон. В короткой речи он призвал собравшихся добыть оружие для рабочих и с оружием в руках продолжать начатую борьбу. После отъезда Гапона и Горького собрание продолжалось, а в 12 часу ночи было разогнано ротой солдат.

Дальнейшие действия правительства Вечером 9 января у министра внутренних дел П. Святополк-Мирского состоялось правительственное совещание. Собравшиеся были взволнованы произошедшими событиями.

Министр поставил перед градоначальником И. Фуллоном вопрос, кем было отдано распоряжение о стрельбе. Градоначальник сбивчиво объяснил, что был лишён возможности распоряжаться, так как власть в городе фактически перешла в руки военных.

Фуллон передал министру прошение об отставке, заявив, что после всего случившегося не считает возможным оставаться на своём посту. Товарищ министра внутренних дел П. Дурново высказал мысль, что не следовало вызывать в город пехотные части, так как толпа была не вооружена и во многих случаях её можно было разогнать нагайками.

На это начальник штаба войск гвардии генерал Н. Мешетич отвечал, что выбор родов войск был осуществлён тщательно и с учётом всех видов оружия. Диспозиция составлялась лично им на основании данных, полученных от градоначальника.

Что же касается стрельбы, то это естественное следствие вызова войск: ведь не для парада же их вызывали? Тем же вечером о событиях в Петербурге доложили Николаю II. Император был огорчён и записал в своём дневнике: «Тяжёлый день!

В Петербурге произошли серьёзные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело!

Было решено назначить должностное лицо, которое сосредоточило бы в своих руках военную и гражданскую власть в столице. В ведение генерал-губернатора передавались город Петербург и Петербургская губерния; ему были подчинены все гражданские учреждения и предоставлено право самостоятельно вызывать войска. В тот же день на должность генерал-губернатора был назначен бывший московский обер-полицеймейстер Д.

Мысль о назначении Трепова принадлежала начальнику императорской канцелярииА. Трепов был известен своей решительностью при подавлении беспорядков и покровительством зубатовским рабочим организациям; летом 1904 года он выслал из Москвы прибывшего туда с агитационной целью священника Гапона, что также было поставлено ему в заслугу. Вступив в должность, Трепов начал принимать энергичные меры по подавлению смуты.

Это был проект петиции, а вернее, всё та же «Программа пяти», хранившаяся в неизменном виде с марта 1904 года. Ознакомившись с проектом, меньшевики заявили, что для социал-демократов такая петиция неприемлема. В ответ Гапон предложил им внести в неё изменения или написать свой вариант петиции [13]. Тогда же меньшевики вместе со Стечкиным составили свой проект петиции, получивший название «Резолюции рабочих об их насущных нуждах» [31]. Этот текст, выдержанный в духе партийных программ, был зачитан в тот же день в нескольких отделах «Собрания», и под ним было собрано несколько тысяч подписей [26]. Центральным пунктом в нём было требование созыва Учредительного собрания , содержались также требования политической амнистии, прекращения войны и национализации фабрик, заводов и помещичьих земель [31].

Составление гапоновской петиции Историк Василий Богучарский Написанная меньшевиками «Резолюция рабочих об их насущных нуждах» не удовлетворила Гапона. Резолюция была написана сухим, деловым языком, в ней отсутствовало обращение к царю, а требования предъявлялись в категоричной форме. Как опытный проповедник, Гапон знал, что язык партийных революционеров не находит отклика в душе простого народа. Поэтому в те же дни, 5—6 января, он обратился с предложением написать черновик петиции ещё к троим интеллигентам: одному из лидеров «Союза освобождения», В. Яковлеву-Богучарскому [32] , писателю и этнографу В. Тану-Богоразу и журналисту газеты «Наши дни» А.

Матюшенскому [28]. Историк В. Яковлев-Богучарский, получивший от Гапона проект петиции 6 января, отказался вносить изменения, мотивируя это тем, что под ним уже было собрано не менее 7000 подписей рабочих. Впоследствии историк вспоминал об этих событиях, говоря о себе в третьем лице: «6 января, в 7—8 часов вечера, один из знакомых с Гапоном освобожденцев назовём его хоть NN , получив сведения о том, что Гапон даёт рабочим подписывать какую-то петицию, отправился в отдел на Выборгской стороне, где и встретился с Гапоном. Последний тотчас же дал NN петицию, сообщив, что под нею уже собрано 7000 подписей многие рабочие продолжали давать свои подписи в присутствии NN и просил его проредактировать петицию и внести в неё изменения, которые NN найдёт нужным. Взявши петицию к себе домой и проштудировавши её внимательно, NN вполне убедился, — на чём настаивает и теперь самым решительным образом, — что петиция эта представляла собою лишь развитие тех тезисов, которые NN видел у Гапона в писаном виде ещё в ноябре 1904 года.

Петиция действительно нуждалась в изменениях, но, ввиду того, что под нею уже были собраны подписи рабочих, NN и его товарищи не сочли себя вправе вносить хотя бы и самые малейшие в неё изменения. Поэтому петиция была возвращена Гапону на Церковную, 6 на следующий день 7 января к 12 ч. Два других представителя интеллигенции, получившие проект петиции, оказались сговорчивее Богучарского. По некоторым данным, один из вариантов текста был написан В. Таном-Богоразом [28] , однако и его содержание, и дальнейшая судьба остались неизвестными. Последний вариант текста был написан сотрудником «Наших дней» журналистом А.

Матюшенский был известен как автор статей о жизни бакинских рабочих и бакинской рабочей забастовке. Смирновым [33] , чем и привлёк внимание Гапона. Некоторые источники утверждают, что именно текст, написанный Матюшенским, Гапон взял за основу при составлении своей петиции [34]. Сам Матюшенский впоследствии заявлял, что петиция написана им [28] , но у историков это заявление вызывает сильные сомнения [3] [8]. По мнению исследователя петиции А. Шилова, её текст написан в стиле церковной риторики , что явно указывает на авторство Гапона, привыкшего к подобным проповедям -рассуждениям [3].

Авторство Гапона устанавливается также свидетельствами участников событий 9 января. Так, рабочий В. Янов, председатель Нарвского отдела «Собрания», на вопрос следователя о петиции отвечал: «Писана она была рукою Гапона, находилась всегда при нём, и он её часто переделывал» [21]. Председатель Коломенского отдела «Собрания» И. Харитонов, в дни перед 9 января не расстававшийся с Гапоном, утверждал, что написана она была Гапоном, а Матюшенский только поправил стиль в начале и в конце текста [13]. А казначей «Собрания» А.

Карелин в своих воспоминаниях указывал на то, что петиция была написана характерным гапоновским слогом: «Этот гапоновский слог ведь особенный. Это слог простой, ясный, точный, хватающий за душу, как его голос» [15]. Не исключено, однако, что Гапон всё же использовал черновик Матюшенского при составлении своего текста, но прямых доказательств этому нет [30]. Так или иначе, в ночь с 6 на 7 января Гапон, ознакомившись с вариантами, предложенными ему интеллигентами, отверг их все и написал свой собственный вариант петиции, который и вошёл в историю под именем Петиции 9 января 1905 года [3]. В основу петиции была положена мартовская «Программа пяти», вошедшая в первую редакцию текста без изменений [3]. В начале к ней было добавлено обширное предисловие, содержащее обращение к царю, описание бедственного положения рабочих, их безуспешной борьбы с фабрикантами, требование устранить власть чиновников и ввести народное представительство в форме Учредительного собрания.

А в конце был добавлен призыв к царю выйти к народу и принять петицию [4]. Этот текст читался в отделах «Собрания» 7, 8 и 9 января, и под ним были собраны десятки тысяч подписей. При обсуждении петиции 7 и 8 января в него продолжали вноситься некоторые поправки и дополнения, и окончательный текст петиции принял более всенародный характер [3]. Именно с этим текстом петиции рабочие шли к царю 9 января 1905 года. Один из экземпляров текста, за подписью Гапона и рабочего И. Васильева, хранился впоследствии в Ленинградском музее революции [24].

Структура и содержание петиции [ править править код ] Священник Георгий Гапон По своей структуре текст гапоновской Петиции делился на три части. Первая часть начиналась обращением к царю. В соответствии с библейской и древнерусской традицией, в петиции к царю обращались на «Ты», извещая его о том, что рабочие и жители Петербурга пришли к нему искать правды и защиты [4]. Далее в петиции говорилось о бедственном и рабском положении рабочих, которые вынуждены молча терпеть свою горькую участь, об их нищете и угнетении, Говорилось также, что положение рабочих становилось всё хуже и хуже, и теперь их терпению пришёл конец. Затем в петиции излагалась история тяжбы рабочих с заводчиками и фабрикантами, которые обобщённо именовались хозяевами. Рассказывалось о том, как рабочие бросили работу и заявили своим хозяевам, что не станут на работу, пока те не исполнят их требований.

После этого излагался список требований, предъявленных рабочими своим хозяевам во время январской забастовки. Говорилось, что эти требования были незначительными, но хозяева и их отказались выполнять. Далее в петиции указывалась причина отказа, состоявшая в том, что требования рабочих были признаны не соответствующими закону. Говорилось, что с точки зрения хозяев, всякая просьба рабочих была преступлением, а их желание улучшить своё положение — недопустимой дерзостью [35]. Далее в петиции раскрывался её главному тезис — бесправие рабочих как главная причина их угнетения хозяевами. Утверждалось, что за рабочими, как и за всем русским народом [4] , не признают ни одного человеческого права , даже права говорить, думать, собираться, обсуждать свои нужды и принимать меры к улучшению своего положения.

Упоминалось о репрессиях в отношении выступавших на защиту интересов рабочего класса. Затем в петиции было обращение к царю, где указывалось на божественное происхождение царской власти и на противоречие, существующее между человеческими и божескими законами. Утверждалось, что существующие законы противоречат божественным установлениям, что они несправедливы, при них простому народу невозможно жить. Пусть живут и наслаждаются капиталисты и чиновники-казнокрады, грабители русского народа» [35]. Наконец, указывалась и причина несправедливых законов — засилье чиновников , узурпировавших власть и превратившихся в средостение между царём и его народом. Во второй части излагались требования, с которыми рабочие пришли к стенам царского дворца.

Главным требованием рабочих названо уничтожение власти чиновников, ставших стеной между царём и его народом, и привлечение народа к управлению государством. Говорилось, что Россия слишком велика, а нужды её слишком многообразны и многочисленны, чтобы только чиновники могли управлять ею. Из этого делался вывод о необходимости народного представительства. Царя призывали немедленно созвать народных представителей от всех классов и всех сословий — рабочих, капиталистов, чиновников, духовенства, интеллигенции — и избрать Учредительное собрание на основе всеобщего , прямого, тайного и равного голосования. Это требование объявлялось главной просьбой рабочих, «в которой и на которой зиждется всё», и главным лекарством от их больных ран [35]. Далее к требованию народного представительства присоединялся список дополнительных требований, необходимых «для излечения народных ран».

Этот список представлял собой изложение мартовской «Программы пяти», вошедшей в первую редакцию петиции без изменений [3]. Список состоял из трёх параграфов: I. Меры против невежества и бесправия русского народа, II. Меры против нищеты народа и III. Меры против гнёта капитала над трудом. Первый параграф — Меры против невежества и бесправия русского народа — состоял из таких пунктов: свобода и неприкосновенность личности , свобода слова , свобода печати , свобода собраний , свобода совести в деле религии ; общее и обязательное народное образование за государственный счёт; ответственность министров пред народом и гарантия законности управления; равенство перед законом всех без исключения; немедленное возвращение всех пострадавших за убеждения.

Второй параграф — Меры против нищеты народа — включал следующие пункты: отмена косвенных налогов и замена их прямым , прогрессивным и подоходным налогом ; отмена выкупных платежей, дешёвый кредит и постепенная передача земель народу. Наконец, в третий параграф — Меры против гнёта капитала над трудом — вошли такие пункты: охрана труда законом; свобода потребительно-производительных и профессиональных рабочих союзов ; восьмичасовой рабочий день и нормирование сверхурочных работ ; свобода борьбы труда с капиталом; участие представителей рабочего класса в выработке законопроекта о государственном страховании рабочих; нормальная заработная плата [35]. Во второй, последней редакции петиции, с которой рабочие шли к царю 9 января, к этим требованиям были добавлены ещё несколько пунктов, в частности: отделение церкви от государства ; исполнение заказов военного и морского ведомства в России, а не за границей; прекращение войны по воле народа; отмена института фабричных инспекторов. В результате общее количество требований увеличилось до 17 пунктов, причём некоторые из требований были усилены добавлением слова «немедленно» [4]. За списком требований следовала последняя, заключительная часть петиции. В ней содержалось очередное обращение к царю с призывом принять петицию и исполнить её требования, причём от царя требовали не только принять, но и поклясться в их исполнении.

Рабочие выражали готовность умереть у стен царского дворца , если царь не выполнит их требований. Нам некуда больше идти и незачем! У нас только два пути — или к свободе и счастью, или в могилу». Эта часть заканчивалась выражением готовности принести свою жизнь в жертву для исстрадавшейся России и утверждением, что рабочим не жаль этой жертвы и они охотно приносят её [35]. Чтение и сбор подписей под петицией [ править править код ] «Гапон читает петицию в собрании рабочих». Рисунок неизвестного художника.

Начиная с 7 января «гапоновская» петиция читалась во всех отделах рабочего «Собрания». В некоторых отделах петицию читал сам Гапон, в других местах — председатели отделов, их помощники и рядовые активисты «Собрания». В эти дни гапоновские отделы стали местом массового паломничества петербургских рабочих. Люди шли изо всех районов, чтобы послушать речи, в которых им впервые в жизни в простых словах открывалась политическая мудрость [7]. В эти дни из рабочей среды выдвинулось множество ораторов , умевших говорить понятным народным массам языком. Люди вереницей приходили в отделы, слушали петицию, ставили под ней свои подписи, а затем уходили, уступая место другим.

Отделы сделались центрами рабочей жизни Петербурга. По словам очевидцев, город напоминал один массовый митинг , на котором царила такая широкая свобода слова, какой никогда не видел Петербург [36]. Обычно чтение петиции проходило следующим образом.

После того как шествие рабочих у Нарвской заставы было с многочисленными жертвами остановлено и рассеяно несколькими ружейными залпами преградивших ему дорогу войск, священник Г. Гапон, который избежал даже ранения, скрылся и непосредственного участия в уличных шествиях 9 января не принимал. Однако основные массы рабочих продолжали двигаться в сторону Дворцовой площади с Васильевского острова, Петербургской стороны и Шлиссельбургского тракта.

На всех направлениях, кроме Шлиссельбургского, на котором значительной части рабочих удалось обходными путями дойти до Дворцовой площади, как только группы рабочих подходили к центру города, войска, после безуспешных требований прекратить движение и малоэффективных атак кавалерии, ружейными залпами рассеивали толпы рабочих, действуя со свойственными в таких ситуациях войсковым частям неумением, а подчас и нежеланием сохранить при выполнении приказа как можно больше жизней гражданского населения. Тем не менее, решительность забастовщиков и недостаточная четкость в действиях властей позволили части рабочих подойти к Дворцовой площади, где они были остановлены и рассеяны теми же жестокими мерами, что и в других частях города. По мере развития событий революционные агитаторы стали определять настроения оказавшихся на улицах рабочих, призывая их к вооруженному сопротивлению войскам. Начались нападения на полицейских и ограбления оружейных магазинов. К вечеру священник Г. Гапон выпустил несколько прокламаций, в которых проклинал офицеров и солдат, стрелявших в рабочих, освобождал их от присяги «царю-изменнику» и призывал перейти на сторону восставших рабочих.

К вечеру 9 января основные очаги вооруженного сопротивления войскам, находившиеся на нескольких баррикадах, были подавлены. Общее число жертв трагических событий 9 января по окончательным подсчетам составило от 150 до 200 убитых и от 450 до 800 раненых. После назначения генерал-губернатором Петербурга генерала Д. Трепова, которому удалось жесткими мерами прекратить дальнейшие уличные столкновения практически в течение одного дня, уже 11 января войска были возвращены в казармы, и порядок на улицах города вновь стала контролировать полиция, усиленная казачьими патрулями. Очевидно, что Император Николай II, информировавшийся в течение 9 января о событиях в Петербурге представителями различных правительственных учреждений при отсутствии у них полного контроля над ситуацией в столице, не имел возможности в тот же день представить масштабов происшедшего кровопролития. Однако трагический смысл катастрофы 9 января был осознан им уже вечером этого дня.

Нарочито избегавший в своем дневнике пространных и эмоциональных оценок происходивших в его жизни событий, 9 января 1905 г. Государь сделал следующую дневниковую запись: «Тяжелый день! В Петербурге произошли серьезные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего Дворца. Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело! Однако огромная доля ответственности за события 9 января 1905 г.

Создавая по инициативе начальника Особого отдела Департамента полиции С. Зубатова подконтрольные рабочие организации, одной из которых и являлось «Собрание русских фабрично-заводских рабочих», Министерство внутренних дел не только потеряло контроль над ним, но даже не было достаточно информировано об изменениях в деятельности этой организации, за что наряду с министром внутренних дел должны были нести ответственность директор Департамента полиции Лопухин и Петербургский градоначальник генерал И. Фуллон, осуществлявший надзор за общественными организациями столицы и к тому же лично знавший священника Г. Возникший в декабре 1904 г. Коковцова, которому уже 12 января не составило труда прийти к соглашению с депутацией рабочих по более сложным вопросам. Действиям «Собрания русских фабрично-заводских рабочих», организовавшего в Петербурге незаконную всеобщую забастовку с политическими требованиями, министр юстиции Н.

Муравьев не сумел своевременно дать соответствующую правовую оценку, которая бы обязывала полицейские власти столицы предпринять активные меры против организаторов этой забастовки. Наконец, по инициативе министра внутренних дел отмена военного положения в Петербурге 8 января и по вине товарища министра внутренних дел генерала К. Рыдзевского не состоявшийся в ночь с 8 на 9 января арест священника Г.

Все о кровавом воскресенье 9 января 1905 года

Для того, чтобы снять с этого исторического события нагромождения грязной и преднамеренной лжи, необходимо зафиксировать несколько основных моментов, связанных с датой «9 января 1905 года»: 1. Это не было стихийным событием. странно она мне "сказала": 22 января 1905 (9 января по старому стилю) — «Кровавое воскресенье», начало первой русской революции ; 5 сентября 1905 — Русско. Удивительный факт: казалось бы, полиция контролировала политику гапоновского Собрания, а к событиям января 1905-го правительство оказалось не готовым и выхода из кризиса не нашло. Ранним утром 9 (22) января на улицы столицы вышел рабочий люд – более 140 тысяч человек.

С какой целью создавалось «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга»

  • Предыстория событий (будущие участники «Кровавого воскресенья»)
  • О забытых властью уроках «Кровавого воскресенья» 9 января года

результат попыток рабочего класса обратиться к царю. До правителя безоружные заводчане так и не дошли, к тому же пострадали в ходе столкновения с военными: больше сотни убитых, около трех сотен раненых. Петиция рабочих и жителей Санкт-Петербурга 9 января 1905 года — исторический документ, петиция или челобитная[1][2], с которой петербургские рабочие во главе со священником Георгием Гапоном шли к царю Николаю II в день Кровавого воскресенья 9 (22) января 1905 года. Анализ обстоятельств публикации и вариантов текста петиции с использованием не привлекавшихся ранее газетных статей и мемуаров показывает, что текст «Петиции рабочих Петербурга 9 января 1905 г.» является переводом с английского. История с якобы подачей. Кровавое воскресенье 1905 года (иное название «Красное воскресенье») — это расстрел мирной демонастрации в Санкт-Петербурге, организованной рабочими города из-за стачек на Путиловском заводе, и имевшее целью подать петицию царю Николаю II. 9 января 1905г.: Петиция рабочих урга. Государь! День расправы с мирным шествием рабочих к царю 9 января 1905 г. вошел в историю под названием Кровавое воскресенье.

Петиция рабочих царю Николаю Второму

Рабочие не просто требовали «невыполнимого», они сделали это путём прямого обращения к императору, что по законам российской Империи незаконно. Многое надо улучшить и упорядочить, но имейте терпение. Вы сами по совести понимаете, что следует быть справедливыми и к вашим хозяевам и считаться с условиями нашей промышленности. Но мятежною толпою заявлять Мне о своих нуждах — преступно. Тем не менее, как показало время, «преданность» рабочих Николаю II после кровавых событий в воскресенье 9 января 1905 года изрядно пошатнулась. В течение последующих полутора лет в России начнёт полыхать Первая русская революция, в ходе которой рабочие и крестьяне отстаивали не только свои трудовые права, но и право считаться людьми, а не безмолвными и бесправными рабами. Солдаты у Нарвских ворот накануне 9 января Как мы знаем из дальнейших событий, революция будет подавлена.

Николай II пойдёт на некоторые уступки, в частности была учреждена Государственная дума, а также снижены, а затем и упразднены неподъёмные выкупные платежи бывших помещичьих крестьян, которые они выплачивали за землю после освобождения от крепостного рабства реформой 1861 года. Однако эти меры не сняли, да и не могли снять вызвавшее Первую русскую революцию социальное напряжение. Накопленные за последние столетия противоречия так и не были разрешены, что определило предпосылки для революционных событий 1917 года. Именно поэтому нам необходимо помнить о воскресных событиях 9 января 1905 года. Тем более, что по мнению ряда современников, в тот день можно было бы избежать кровавого исхода, и даже поднять престиж монархии. Для этого Николаю II следовало бы принять петицию и депутацию рабочих в тот же день, пойти на некоторые уступки и оказать воздействие на вдохновителя шествия священника Гапона.

Другие оспаривали подобные предположения, считая «Кровавое воскресенье» неизбежным. Могилы жертв «Кровавого воскресенья» на Преображенском кладбище под Петербургом Но что совершенно бесспорно, так это то, что протестные выступления в начале XX века взаимосвязаны с тяжёлым положением трудового народа в Российской Империи, который начал борьбу за свои элементарные права, кажущиеся сегодня неотъемлемыми. А революционные события начала XX в России не результат заговора иностранных держав и применения «оранжевых технологий», а следствие глубинных противоречий, которые Николай II так и не смог решить «сверху».

В первую очередь, потому, что власть отвернулась от народа, ещё при царе Александре III, подписавшем «указ о кухаркиных детях», который отсекал огромные массы талантливых людей от возможности реализовать свой потенциал, став грамотными. Это главная трагедия Российской Империи, проигравшей войну «за учебной партой» Японии, давшей во время Реставрации Мейдзи в 1863 году возможность получать образованию любому желающему.

Роль же главной провокации здесь принадлежит событию, которое навсегда осталось в истории как «Кровавое воскресенье». Как готовилась провокация В январе 1904 года началась война России с Японией. На первых порах эта война, идущая на далёкой периферии Империи, на внутреннее положение России никак не влияла, тем более что экономика сохраняла обычную стабильность. Но едва лишь Россия начала терпеть неудачи, в обществе обнаружился к войне живейший интерес. Жадно ждали либералы новых поражений и посылали японскому императору поздравительные телеграммы.

Радостно было вместе с «прогрессивным человечество» ненавидеть Россию! Ненависть к Отечеству приобрела такой размах, что в Японии стали относиться к российским либералам и революционерам как к своей «пятой колонне». В источниках их финансирования появился «японский след». Расшатывая государство, ненавистники России пытались вызвать революционную ситуацию. На всё более дерзкие и кровавые дела шли эсеры-террористы, к концу 1904 года в столице развернулось забастовочное движение.

Тогда же в столице революционерами готовилась акция, которой суждено было стать «Кровавым воскресеньем». Акция была задумана лишь на том основании, что в столице был человек, способный её организовать и возглавить — священник Георгий Гапон! Кто мог бы повести за собой невиданную дотоле толпу питерских рабочих, в большинстве вчерашних крестьян, как не любимый ими священник? И женщины, и старики готовы были идти за «батюшкой», умножая собою массовость шествия. Священник Гапон и «Собрание русских фабричных рабочих Санкт-Петербурга» Открытие Коломенского отдела «Собрания фабрично-заводских рабочих».

В центре — священник Георгий Гапон с градоначальником Иваном Фуллоном «Собрание русских фабричных рабочих Санкт-Петербурга» было организовано согласно планам начальника Московского охранного отделения С. Зубатов предложил создать рабочие союзы, тайно контролируемые полицией и властью. Эти союзы должны были организовывать забастовки и стачки, тем самым выяснять нужды рабочих, являться выразителями интересов рабочих, вместе с ними разрешать все законные требования и отсекать от рабочего движения подстрекателей и революционеров. Во главе союза рабочих был поставлен священник Г. К 1905 году «Собрание» насчитывало в столице и её окрестностях 11 отделов и около 20 тыс.

Факт живейшего участия властей в учреждении этой рабочей организации выявляет ещё одну ложь — о бесправном положении рабочих. Именно из рук царской России получили рабочие долгожданную свободу собраний и взаимопомощи, возможность организации досуга и самообразования. При отделениях «Собрания» организовывались библиотеки и бесплатные лектории. Руководство «Собрания» успешно защищало права своих членов, отменяло незаконные штрафы и решения об увольнении. Осенью 1904 года у «Собрания» появился запасной капитал, при его отделениях были открыты потребительские лавки и чайные.

Возникла мысль о широкой системе кооперации и дешёвых рабочих мастерских. Был выдвинут проект специального рабочего банка. Рабочие-члены «Собрания» ответили властям полной лояльностью. Это обстоятельство и решили использовать революционные провокаторы. Заверяя полицейских чиновников в преданности Царю, лидер «Собрания», священник церкви петербургской пересыльной тюрьмы Г.

Гапон, возмечтавший стать народным вождём, начал в сотрудничестве с революционерами исподволь вести противоправительственную пропаганду и агитацию. В «Собрании» руководство было фактически захвачено революционерами, о чём не ведали рядовые участники «Собрания». Гапон был вынужден лавировать между противоборствующими силами, пытаясь «стоять над схваткой». Рабочие окружили его любовью и доверием, рос его авторитет, росла и численность «Собрания», но, вовлечённый в провокации и политические игры, священник совершил измену своему пастырскому служению. В конце 1904 года либеральная интеллигенция активизировалась, требуя от власти решительных либеральных реформ, а в начале января 1905 года Петербург охватывает забастовка.

Тогда же радикальное окружение Гапона «вбрасывает» в рабочие массы идею о подаче царю петиции о народных нуждах. Подача этой петиции Государю будет организована как массовое шествие к Зимнему дворцу, которое возглавит любимый народом священник Георгий. Петиция на первый взгляд может показаться документом странным, она написана как будто разными авторами: смиренно-верноподданнический тон обращения к Государю сочетается с предельной радикальностью требований — вплоть до созыва учредительного собрания. Иными словами, от законной власти требовали самоупразднения. Текст петиции в народе не распространяли.

Гапон знал, с какой целью поднимают массовое шествие к дворцу его «друзья»; он метался, понимая, во что он вовлечён, но выхода не находил и, продолжая изображать собою народного вождя, до последнего момента уверял толпу и себя самого , что кровопролития не будет. Накануне шествия царь уехал из столицы, но остановить растревоженную стихию никто не пытался. Дело шло к развязке. Толпа стремилась к Зимнему, а власти были настроены решительно, понимая, что «взятие Зимнего» стало бы серьёзнейшей заявкой на победу врагов Царя и Российского государства. Необходимо также отметить, что уже за два года до событий 9 января 1905 года Гапон находился в тесных контактах с руководством террористической группировки, известной в истории под названием «партии социалистов-революционеров» эсеров.

Гапон был дружен со многими из эсеров, в первую очередь со своим будущим убийцей П. К началу 1905 года Гапон, вольно или невольно, был игрушкой в эсеровских руках. Тесные контакты Гапона с эсерами были известны полиции, но они не вызывали там тревоги, так как Гапон считался подконтрольным Охранному отделению. В марте 1904 года вся власть в руководстве «Собрания» переходит в руки так называемой «тайной пятерки» во главе с Гапоном. Эта «тайная пятерка» имела непосредственные контакты с эсеровским руководством и ставила своей целью подготовить и осуществить крупнейшую провокацию.

С самого начала Гапон и его соратники стремились обмануть рабочих, чтобы использовать их для организации провокации. Но любая революция требует средств. Кто же спонсировал события 9 января 1905 года? Буржуазно-масонские спонсоры революции Летом 1905 года русской разведке стало известно о прошедшей в Женеве межпартийной конференции эсеров и финских радикалов. На ней было принято решение об организации вооружённого восстания в Санкт-Петербурге.

Ставка делалась на фигуру так называемого попа Гапона и его популярность среди рабочих Петербурга. Мирных манифестаций не планировалось. Шла работа по доставке в Россию больших партий оружия. К этой задаче активно подключился японский разведчик полковник Акаси. Японский генштаб изо всех сил торопил революционеров.

Найдите способ отправки. Надо кончать в скором времени» Полковник Акаси Бывший военный атташе в Петербурге, перебравшийся после начала войны в Стокгольм и возглавивший японскую шпионскую сеть в Западной Европе, полковник Матоир Акаши в июле 1904 года через террористку Веру Засулич установил контакт с находящимися в эмиграции Лениным и Плехановым. На своих встречах с ненавистниками исторической России японский шпион настаивал на организации вооружённых повстанческих отрядов численностью до 100 тыс. Для покупки оружия через Акаши и его людей революционеры получили 750 тыс. Агенты японского резидента тоже не оставались в накладе.

Необходимы: I. Меры против невежества и бесправия русского народа: 1 Свобода и неприкосновенность личности, свобода слова, печати, свобода собраний, свобода совести в деле религии. Меры против нищеты народа: 1 Отмена косвенных налогов и замена их прямым, прогрессивным и подоходным налогом. Меры против гнета капитала над трудом: 1 Охрана труда законом. Вот, государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к тебе! Повели и поклянись исполнить их, и ты сделаешь Россию счастливой и славной, а имя свое запечатлеешь в сердцах наших и наших потомков на вечные времена. А не повелишь, не отзовешься на нашу мольбу, — мы умрем здесь, на этой площади, пред твоим дворцом.

Нам некуда больше итти и незачем! У нас только два пути: — или к свободе и счастью, или в могилу. Укажи, государь, любой из них, мы пойдем по нему беспрекословно, хотя бы это и был путь к смерти. Пусть наша жизнь будет жертвой для исстрадавшейся России! Нам не жалко этой жертвы, мы охотно приносим ее! Это произведение перешло в общественное достояние в России согласно ст. Если произведение является переводом, или иным производным произведением , или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.

Обсудить Редактировать статью Одно из самых трагичных событий, имевших место в истории России, - Кровавое воскресенье. Кратко говоря, 9 января 1905 года был произведен расстрел демонстрации, участниками которой стали около 140 тысяч представителей рабочего класса. Произошло это в Санкт-Петербурге во времена правления Николая Второго, которого после этого в народе стали называть Кровавым. Многие историки полагают, что именно это происшествие послужило решающим толчком к началу революции 1905 года. Кровавое воскресенье: кратко о предыстории В конце 1904 года в стране началось политическое брожение, случилось это после поражения, которое государство потерпело в печально известной русско-японской войне. Какие же события привели к массовому расстрелу рабочих - трагедии, которая вошла в историю как Кровавое воскресенье? Кратко говоря, все началось с организации «Собрания русских фабрично-заводских рабочих». Интересно, что созданию этой организации активно способствовал Департамент полиции. Это было связано с тем, что власти были озабочены ростом числа недовольных в рабочей среде.

Основной целью «Собрания» изначально было ограждение представителей рабочего класса от влияния революционной пропаганды, организация взаимопомощи, просвещение. Однако «Собрание» должным образом не контролировалось властями, в результате чего произошла резкая смена курса организации. Во многом это было связано с личностью человека, ее возглавившего. Георгий Гапон Какое отношение имеет Георгий Гапон к трагическому дню, который запомнился как Кровавое воскресенье? Кратко говоря, именно этот священнослужитель стал вдохновителем и организатором демонстрации, исход которой оказался столь печальным. Гапон занял пост руководителя «Собрания» в конце 1903 года, вскоре оно оказалось в его неограниченной власти.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий